понедельник, 1 февраля 2016 г.

Рассказ о Спасском приходе его настоятеля свящ. Мустейкиса, записанный М. Ичасом для газеты "Viltis". 1908 год.

Письма из Сибири
Спасск,  Томская губерния, Каинский округ.

В это Рождество мне удалось получить от настоятеля Спасска, священника Мустейкиса, немного информации о проживающих там литовцах; этой информацией стоит поделиться с читателями. В Спасском приходе довольно много литовцев и они живут необычно и не похоже на других сибирских литовцев.  Наше общество, в Литве, могло бы многому поучиться из их жизни. Всего прихожан насчитывается 5000 с лишним. Их можно поделить по национальностям таким образом: латыши, литовцы и белорусы. Литовцы по большинству из Каунаса и уже старожилы, пришедшие в 1863 году;  есть и позднейшие эмигранты.

У прихода есть своя каменная церковь, построенная заботами священника Ю. Демикиса в 1902 году. Люди очень привязаны к своей вере и языку. Это видно хотя бы из того, что когда священник Ю. Демикис задумал построить новую церковь в Каинске, все охотно пришли на помощь, и большинство из них литовцы. В краткие сроки была построена новая каменная церковь, которая будет освящена 13 июня этого года.

Больше всех своими пожертвованиями и заботой пришли на помощь Кирейлис, Сулеюс, Будавичюс. Один только Сулеюс пожертвовал 6.000 руб. и на свои средства установил орган. Будавичюсы, опять же, колокола покупают. Интересно, ведь эти наши соплеменники, приехавшие сюда без ничего,  за сравнительно короткое время стали богатейшими, благодаря своей предприимчивости и трудолюбию. Так Будавичюс, будучи еще ребенком, приехал после восстания 1863 года, ничего не имея, а сейчас - богатейший фермер, который имеет в собственности 70 коров и занимается производством масла; его годовой оборот - 30 тысяч рублей. П. Сулеюс тоже очень богат, занимается торговлей, в широком смысле слова.

Площадь этого прихода очень велика: во все стороны по 170 с лишним верст. Все это равнины, усеянные озерами, с очень хорошими лугами и пастбищами. Земля очень плодородная и черная как мак; местами на поверхности видна соль.

Разные злаки растут наилучшим образом. Однако жители мало занимаются земледелием, занимаются лишь столько, сколько им нужно хлеба. Хозяйство ведут плохо, совсем беспорядочно: в этом году в одном месте роют, на другой год, бросив это место, на другом копают. Конечно, при такой земле можно так делать, ведь удобрять ее совсем не нужно. Пастбищ много, лугов тоже достаточно: так что они держат много коров и хорошо зарабатывают на молоке.

Нужно здесь упомянуть, что сибирское масло очень хорошее и его очень много везут за границу; сейчас, когда уже построена железная дорога, поезд за поездом идут в Вентспилс, в Ригу, в Лиепаю. Спасские литовцы быстро заняли первое место в своем районе, еще и латышей обогнали в этом случае. Здесь фермер, содержа 30 коров, получает в месяц (в летнее время) не меньше 100 руб. чистой прибыли. Что же тогда говорить о тех, кто вместе с молочным животноводством занимается земледелием. Хотя земледелием не занимаются не только из-за лени, но и из-за сложности. Живут очень большими поселениями, по 40 хозяйств; некоторые деревни имеют литовские названия, по названиям приходов переселенцев, как эти: Бейсогала и Шедува, и большинство полей земледельцев тянутся полосами по 10-15 верст. Нередко земля бывает в общем владении, тогда ее часто делят: каждый взрослый мужчина получает около 15 десятин. Может читателям покажется странным, от чего могут так тянуться поля целых 15 верст? Но это не удивительно, ведь первое место, как я упоминал, занимает молочное хозяйство, поэтому пастбища около самой деревни, а уже дальше идут поля, вспаханные беспорядочно. Луга тоже общие и их делят каждый год, очень редко где - раз в три года, еще реже - раз в пять лет. Это разделение приносит много сложностей, а сколько времени отнимает и задержек делает! Конечно, без раздоров тоже не обходится. Но после раздела, желая забыть все ссоры, два или три дня празднуют. У самых богатых нередко имеются механические косилки и грабли, которые очень облегчают им работу.

Литовские фермеры живут достаточно богато. Из них самые богатые Каволюнас, Куницкас, Казлаускас, Кеглис. Они приехали совсем без ничего, но умели жить так, что сейчас своим имением могли бы похвастаться перед многими из литовских дворян. Интересно и редко, что в этом приходе литовцы живут лучше латышей; во всем стоят выше их, и богатством, и нравами. Латыши очень поддались влиянию местных русских, называемых "чалдонами". Больше наших пьют водку и более опустившиеся. Литовцы также живут лучше белорусов, которые своим пьянством далеко обгоняют и латышей. Они еще привезли с родины и научили "чалдонов" некрасивому занятию, варить водку. Так священник, объезжая свой приход, в 170 верстах от Спасска нашел 7 самогонных аппаратов, которые он сломал. Потом об этом прошел слух по всему приходу и власти, сделав обыск, нашли еще один, и за это посадили в холодную его хозяев. Сейчас уже этого занятия, кажется, у них нет и все передано "чалдонам". Литовцы более богобоязненны, чем латыши и белорусы. Хотя они не могут часто посещать церковь по причине ее удаленности (ближайшее поселение в 30 верстах от Спасска, а в самом Спасске только 8 фермеров католиков), но постоянно собираются на молитву. Ни крестить детей, ни отпевать никогда не идут к православным попам. Достаточно интересный случай рассказал священник из своего первого объезда прихода.

Приехав в одно селение, он нашел мужчину и женщину, желающих венчаться; только он успел благословить брак, как молодые приводят нескольких своих детей, из которых одному уже 7 лет, говоря: "А теперь, священник, наших детей окрести". Вообще я должен сказать,
что с духовной точки зрения заботы о приходе мало, так как, для более менее нормального исполнения пастырских обязанностей здесь должно бы быть 2-3 священника, а сегодня один только и есть.

Священник может объехать свой приход, если ездит каждый день, только за полтора месяца. Тут еще нужно не забывать, что множество озер и болот, плохое состояние летних дорог - позволяет сделать это только зимой, поскольку летом многие места могут посетить одни лишь птицы. Священника содержит сам приход, так как при церкви земли совсем нет, хотя позаботившись, можно было бы получить около 100 десятин; местные власти денег не дают и лишь выделяют 300 руб. на объезд прихода. От прихожан тоже нет определенного жалования священнику, но каждый состоятельный взрослый человек платит по 50 к
[опеек]; на эти деньги нужно позаботиться о всех приходских делах, таких как содержание храма, органиста и других слуг. Каледования при таком удалении, конечно, совсем нет, и священник объезжает приход только для нравственного обогащения, а не для своего материального, как часто делается в Литве, где благословение людей остается на заднем плане.

Кроме молочного животноводства, земледелия и торговли литовцы открывают для себя и другие занятия. Здесь ведь много озер, так что, разумеется, ловят рыбу, но это не важно, и на этом много не заработаешь. Но многие здешние озера образуются минеральными источниками, и их водами исцеляются от всяких болезней. Летом сюда съезжается множество больных чуть ли не из всей Западной Сибири, больше всего - на озеро Карачи, где чудесным образом исцеляются от ревматизма. Этими купальнями владеют литовцы Наракаускас и Милинене, и имеют хороший доход.

Здесь я должен сказать, что литовцы тоже очень далеко от красивой и благочестивой жизни. У них хоть и меньше пороков, чем у латышей, как упоминал ранее, но все же достаточно: лень, пьянство, запущенность преследуют многих из них. Большинство из них темные, не учатся читать, не содержат школ, хотя они очень нужны. Дети очень запущены, мало кто учит катехизису. Газеты мало кто читает.*

М. Ичас
Газета «Viltis». 12.03.1908. №31(66). С. 3.
Перевод В. Билотаса


*Далее Мартинас Ичас, в 1907-1911 гг. студент Томского университета, а в будущем – депутат российской Думы и первый министр финансов Литвы с 1918 г., говорит о редких подписках на литовскую прессу, о сложностях для переселенцев последней волны, и не рекомендует больше крестьянам ехать в Сибирь, уже наводненную колонистами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.