среда, 4 февраля 2015 г.

Католики Сибири в годы правления Никиты Хрущева

Виктор Билотас
vbilotas@gmail.com
Католики Сибири в годы правления Никиты Хрущева, на примере Томской области

В данной статье на основе документов уполномоченного по религиозным делам (ГАТО. Ф. Р-1786) мы попытаемся реконструировать географию расселения и характерные черты католических общин Томской области в хрущевский период.
Анализ документов общего и частного порядка позволяет нам тематически группировать информацию чиновника. Так можем выделить статистические данные о католиках, частные описания конкретных общин, информацию о священниках. Здесь остановимся на первых двух первых темах.

А. Статистика
Общие статистические данные уполномоченного по численности верующих Римско-католической Церкви приблизительны. С определенной точностью мы можем говорить, однако, что в городе Томске в конце 1957 года их было не менее тысячи. Об этом свидетельствует список  активных католиков Томска и пригорода на 28 страницах без датировки.
В июле 1960 года уполномоченный в своем докладе поместил католиков среди религиозных сект. Он предоставляет своему руководству следующие статистические данные: "Следует отметить, что в Томской области насчитывается свыше 5 тысяч верующих католиков. Основное большинство их /около 3 тыс. / проживают в г. Томске".
В феврале 1962 года чиновник указывает в сообщении на 8 групп католиков, общей численностью 1550 человек. Это была самая многочисленная по состоянию на 1 января 1962 года религиозная община Томской области из перечисленных в справке (все конфессии, кроме РПЦ). В городе Томске уполномоченному было известно о 5 группах католиков  с 1500 верующими, в Туганском районе - об одной группе из 25 человек, в Кожевниковском районе - о двух группах с 20 участниками. В Томском районе - об одной группе из 9 человек, в Молчановском районе - о двух группах с 21 верующим.
В документах уполномоченного за 1965 год есть "Список верующих римско-католической церкви, образовавших католическую общину в г. Томске".  В нем перечислены всего сорок семь человек. На 25 человек указаны годы рождения (с 1884 по 1926). На 28 - национальность (14 литовцев, 10 немцев, 4 поляка). На 24 - образование (1-6 классов). На 27 - место работы (1 служащий, 12 рабочих, 5 домохозяек, 7 пенсионеров, 2 на содержании). На 29 - адреса (все в г. Томске).

Б. Группы.
Первой группой католиков, о которой упоминается в документах уполномоченного, была латышская из Тугана. Она состояла из 25 человек, с Александром Матисаном во главе. В своем прошении, датированном 6 мая 1956 года, группа обратилась в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР с просьбой о разрешении на организацию "прихода верующих католиков Римско-Католической Церкви". Кроме того они просили разрешить приезд священника из "Рижской Митрополитанской (sic!) Курии" и вернуть верующим здание храма на Ул. Бакунина 4.
Другой, более многочисленной группой, были литовцы-спецпереселенцы Томска и пригорода. Фонд уполномоченного хранит шестьдесят писем (от частных лиц и семей), написанных чиновнику осенью 1956 года,  с просьбами разрешить прибытие священника и совершение богослужений. Причем о священнике упоминается в 49 из 60 писем, о богослужениях - в 17, о храме или помещении - в 22.
Все эти письма были написаны в сентябре-октябре 1956 года, именно в то время, когда в Томск приехал священник Общества Иисуса Пятрас Лигнугарис. В своем заявлении от 25 сентября 1956 года он просил уполномоченного о разрешении служить католикам Томска и области.
Судя по справке уполномоченного от 13 ноября 1956 года, как минимум до ноября 1956 года, первая и вторая группы не знали друг о друге. Это объяснимо как расстоянием между ними, так и контактами: первые переписывались с Рижской курией, вторые писали литовским священникам.
Следующая группа, проявившая себя в конце 1956 года, состояла из литовцев-спецпереселенцев Асиновского района. В прошении, датированном 17 декабря 1956 года, католики из Батурина Асиновского района обратились к "министру по делам религиозных культов МВД СССР" за официальным разрешением на богослужения и на помещение для таковых:
"Много из рабочих, работающих в Лайском леспромхозе комбината "Томлес", являются верующими. [...] Верующие желают участвовать в обслуживании религиозным культом. Поэтому убедительно просим Вашего разрешения официально участвовать нам в религиозном культе, обеспечить служителем культа, выделить помещение для малебний [sic!] и пользования по церковной службе. Наш Лайский леспромхоз успешно справляется с производственной программой, а поэтому выражаем уверенность, что Вы нашу просьбу удовлетворите".
К прошению был приложен список двадцати верующих мужчин с указанием года рождения (от 1898 до 1935), адресов, должностей (один мастер, два бригадира и семнадцать рабочих), национальности (все литовцы), религии (все католики).
Через месяц после подписания прошения комендант сообщил о нем в Асиновский райисполком, а также информировал о греко-католическом священнике С. Пелешинасе, проживавшем на спецпоселении в том же Батурино с октября 1956 года.  Характерно, что активность всех трех групп связана с присутствием харизматичного лидера: мирянина – в первом случае и священников – в других.
Римско-католическую диаспору Томска составляли преимущественно латыши (латгальцы), литовцы, немцы и поляки. Это были и местные старожилы, и недавние спецпоселенцы 1930-х, 1940-х, 1950-х годов. Какими были эти люди? Некое представление могут дать их письма. В начале февраля 1957 года католики были возмущены изгнанием их священников и 11 февраля направили в местные органы власти не менее 18 прошений оставить пастырей в городе, искренне недоумевая из-за несправедливости властей, поскольку знали о разрешении на богослужения православным, старообрядцам и баптистам. Приведем примеры таких письменных прошений верующих немецкой и литовской национальностей.
Заявление Уполномоченному от Попадейкиной и Гейер 11.02.1957:
Уполнамаченому релгиозных култов пры обел исполком
заявление
ми пожелия женщени Глубоко возмущены и абезним в том чт нам не разрешается произвести религиозных обрядов в мест с католически священикам котора мы попроси ли приехать к нам из Литвы г Каинас по этаму мы обращаемся к вам с бросба дать нам возможносте как и всем веруеще проветсноват церква паптиски церква староверцам и тругим с священником вести обога служения
в чем и расписуемся
1 попадеикина Год рожд 1896
Темерязева 23-1
2 Гейьер Год рожд 1899
Шевченк 31 кв 23
11/|| февраля 57 г

Заявление Иотралиса С. П. от 11.02.1957:
"Ми очен хочем чтоби унас проживал свяшченик, и обслузовал наша в духовнаи делах. Мы живиом 9 лет без свешченика нам очен чижало жит. Будите ви таки хорошаи разрешите чтобы унас праживал свешченик. Прашу нашу прозби неатказат.
Иотралис С. П.
Или С. Ясайтите написала: "От например православным и серквы разрешаются. Ведь закон то один. Я лично от себя прошу необижать и нас и разрешить возвратиться нашему священнику". Объясняя необходимость присутствия священника большинство просителей упоминают обряды (10 из18) и "духовное обслуживание" (5).
22 февраля того же 1957 года состоялась беседа уполномоченного с представителями католических общин Томска. Это были Дляутас Каролис, Станене Регина, Кашельская Мария, Лях Софья, Брауэр, Гернер, Попадейкина, Мок. Это были католики литовской, польской и немецкой диаспор. Представителей латышской диаспоры чиновник, возможно, не пригласил, а с А. Матисаном из Тугана он встречался отдельно.
Еще одна группа, на этот раз греко-католическая, находилась на севере области. В справке о наличии религиозных сект в Каргасокском районе от 17 апреля 1957 года сообщается о действующей греко-католической общине в селе Вертикос и об ее активном священнике Павле Олейнике, который в 1953 году приехал к семье из мест заключения:
...В с. Вертикос, Каргасокского района существует греко-католическая секта, руководителем которой является священник Олейник Павел Павлович, 1988 г.р. (sic!), урож. Львовской обл. Украинец, гр-н СССР, б/п, образование высшее - духовное. В 1947 году был осужден за антисоветскую агитацию. В 1953 г. прибыл из - заключения к семье на спецпоселение в Каргасокский район.
Олейник в праздничные и воскресные дни у себя в квартире, а также в квартирах других украинцев - поселенцев проводит отправление религиозных обрядов, на которых присутствуют в основном украинцы в колич. до 40 чел.
Кроме богослужений Олейник проводит Крещение и погружение новорожденных детей, а также венчание. В 1956 г. обвенчал 4 пары.
Олейник организует сборы денежных средств и продуктов среди украинцев в с. Вертикосе и направляет их в посылках и переводах престарелым священникам в другие местности СССР.
До февраля 1957 г. отправление религиозных обрядов проводилось в пос. Мыльджино и Тоятарово(?). В результате принятых мер сборища по отправлению религиозных обрядов в этих поселках прекратились".

Однако рапорт об успехе применения антирелигиозных мер был преждевременным. Согласно сообщению областного Управления внутренних дел от 2 сентября 1958 года, в с. Вертикосе продолжались богослужения греко-католиков под руководством священника. "В с. Вертикос Каргасокского района существует греко-католическая секта, которой руководит бывший священник Олейник Павел Павлович... Религиозные обряды проводятся в квартире Онуфренко, Сеник, Бутковского и других". Группа распалась, судя по информации уполномоченного, осенью 1960 года, после отъезда ее лидеров Павла Олейника и некого Бутковского.
Значительное количество католиков проживало также в с. Малиновке Туганского района. В донесении Ф. Войцеховского от 12 марта 1959 года говорится о приезде в Малиновку "неизвестного ксендза", который остановился у Степановича Степана Станиславовича и "совершал богослужения на дому у верующих и крестил детей". Судя по пометке карандашом на донесении, было крещено 20 детей.
О верующих Шегарки узнаем из отчета от 20 апреля 1959 года. В нем уполномоченный утверждает, что католики в области продолжают существовать, требовать регистрации прихода и возвращения здания. В 1958 и в начале 1959 годов католиков Шегарки посещал Лигнугарис.
Еще три группы католиков находилась в Чаинском районе. В 1959 году, судя по записке уполномоченного, в Чаинском районе католики - "украинские националисты" под руководством монаха Дмитрия Васечко собирались на "коллективные богослужения" в поселках Чая, Нюрса, Аникино. Позднее чиновник получил информацию об еще одном монахе,  Грудзиевском Петре Васильевиче 1912 года рождения, собрате Дмитрия Васечко 1908 года рождения. По данным уполномоченного, в 1960 году богослужения в Чаинском районе еще продолжались.
Судя по информации о задержании священника Пятраса Лигнугариса, католики проживали также в р.п. Красный Яр, в п. Лесной и в Асиновском районе. 12 июня 1960 года Кривошеинские милиционеры задержали миссионера в р.п. Красный Яр и в тот же день запротоколировали его объяснения. Согласно протоколу, священник по приглашению верующих провел богослужение в Асиновском районе, крестил 7 детей, в Томске исповедовал, крестил, проповедовал, "моление" провел в поселке Лесной.
Еще одна группа верующих находилась в Самуськах. В записке уполномоченного без датировки указано, что в конце апреля 1960 ксендз жил у Ракштель и ездил в Самуськи для "коллективных богослужений" на квартирах верующих.
В отчете, датированном 22 марта 1961 года, уполномоченный снова информировал о нескольких посещениях за 1960 год Томской области священниками Лигнугарисом и Бенем, в частности, Асиновского, Пышкино-Троицкого и Кривошеинского районов. Уполномоченный сообщил о новых попытках католиков Томска вернуть храм или получить дом для богослужений.
На начало 1962 года уполномоченному было известно о 8 группах, продолжавших свою деятельность: 5 – в Томске, 1 - в Туганском районе, 2 - в Кожевниковском районе, 1 - в Томском районе, 2 - в Молчановском районе.
По-видимому, органы власти, контролирующие религиозную деятельность, занимались только организованными, активно действующими общинами, собирающимися по воскресеньям и праздникам, поскольку информация о многочисленных ссыльных католиках десятков других населенных пунктов в материалах уполномоченного отсутствует.
Изгнание священников привело к существенному уменьшению активности общин, но не прекратило собраний верующих для совместной молитвы, хотя и более закрытых, тайных.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.