среда, 9 марта 2016 г.

Воспоминания свящ. М. Вейта (написаны около 1913 г.). Два фрагмента: Ссылка 1863 года; Спасское село Томской губернии в 1898 году.

М. Вейт[1] (1834-1923)
Пер. с польского В. Билотаса
Воспоминания  о 1863 годе.

1863 год памятен своими событиями и печальными  последствиями. Мне сегодня трудно вспомнить все пережитые впечатления, все подробные детали  моего пути в северную Архангельскую губернию, ведь уже почти полвека уплыло в море вечности.  Упомянутые моменты моей прошлой жизни  я решил записать, припоминая с искренностью и простотой то, что осталось в моей памяти.

Я был еще молодым, ведь мне только что исполнилось 28 лет, и начинался второй год моего священства.

В минуты, свободные от занятий, я любил читать старые мемуары, даже если они были сказочными, написанными без какой-либо претензии. Если там и нет важных событий, то, по меньшей мере, общество того времени изображается честно, упоминаемые времена живо предстают перед глазами читающего. Ведь каждый человек, по-моему, должен писать для себя, для близких, а если имеет к этому способности - то и для всех. Такие хроники в отдаленном будущем становятся очень важным материалом для историка. Не хочу говорить, что написанное мной имеет какое-то значение, однако будучи свидетелем важных в моей жизни событий, и даже играющим в них роль, хотя и незначительную, я решил описать их, насколько видел, испытал, пережил и помню.

Итак, 23 февраля 1863 года весь край проснулся в совершенно новом положении. Война всей российской державе объявлена, сделать ее продолжительной – задача если не невозможная, то, по меньшей мере, исключительно трудная.

Эти моменты моей жизни я охватил в своих воспоминаниях, написанных с той искренностью и простотой, которые всегда были мне свойственны. Твердыми убеждениями и воображением я оказался втянутым в вихрь волнений. Как большая часть молодежи того времени, без надежды на то, на что поднялись, и с той разгоняющей силой отчаяния, с которой человек бросается в огонь за любимое гибнущее создание, несли своей родине в жертву, кто что мог себе позволить.

Это подчеркивается:

По распоряжению Е[го] П[реосвященства] свящ[енника] Волончевского[2], Епископа Жемайтийского, во всем диоцезе священники должны были в обязательном порядке каждую пятницу в течении года преподавать катехизис деревенским детям, чтобы приготовить их надлежащим образом к исповеди и святому причастию.

В мае, в один пятничный день, меня вдруг вызвали из церкви. При выходе у порога церковной двери ждала какой-то незнакомый человек. Еще ни о чем не догадываясь и ни о чем не подозревая, я пригласил незнакомого гостя к себе. Как только я переступил порог своего жилья, мой мнимый гость в кратких и веских выражениях прервал меня: «я арестовываю вас, священник, собирайтесь в путь». К слову сказать, две недели назад уже были арестованы девять селян и писарь общины, которые были отправлены в уездный город Тельшяй.

Весть о моем аресте разошлась по всему городку со скоростью молнии. Девушки и матери с детьми с плачем и стоном окружили мой дом, и стража не жалела ударов. Это произошло в присутствии моих родителей и близких. Мама же, как обыкновенно женщинам, душераздирающим горестным голосом заливалась от плача. – Отец, покрытый сединой, стоял как вкопанный камень и бледный как труп. Смотрел как не своими глазами на мой арест и не мог промолвить ни слова. По лицу старика как грозные тучи проходили: то бледность, то снова желто-синий цвет, словом, сейчас я не в состоянии описать того, что изображалось на его обличии. У него забирали в тюрьму единственное утешение – сына-священника. Тогда я  последний раз в жизни на прощанье поцеловал те отцовские руки, которые пестовали меня в детские годы. Я сам тоже был не в силах промолвить ни словечка. А мама потеряла сознание…

Мне это зрелище причинило жестокую боль, и даже сегодня от одного лишь воспоминания кровь в жилах стынет, и не могу забыть. Это был самый страшный момент из всего, что я пережил позже...



Спасское село

В марте 1898 года я переехал из Красноярска в Спасское, где поселился как резидент и завел небольшое животноводческое фермерское хозяйство: коров и другой, мелкий скот. От этого скота я имел приличное содержание с прислугой.

Село Спасское (Западная Сибирь).

В Томской губернии, в Каинском уезде, в Усть-Тартасской волости, у большого московско-сибирского почтового тракта, на левом берегу реки Тартас, лежит большое село Спасское, на расстоянии 650 верст от Томска, 110 верст от уездного города,и 52 версты от станции великой сибирской магистрали называемой Карачи на Чанах.
Каинский округ занимает площадь в 83,044 кв. верст.

Как в районе Спасского, так и во всем Каинском уезде 40 лет назад поселились многочисленные семьи: Поляков, Литовцев и Жемайтов, тяжело работая за кусок хлеба, они разместились по одной в деревнях обширных сибирских [?]. Благодаря усердным стараниям и муравьиному труду многие из этих поселенцев достигли благосостояния и уважения у местного населения; однако, с духовно-религиозной и моральной точки зрения бедняги были очень запущены.

Многие из священников, поселенных здесь после событий 1863 года, по получении, в силу Высочайших Манифестов, права возвращения в родные страны, остались и дальше в Сибири, чтобы нести религиозное утешение своим собратьям.

Свящ. Рукуйжа тридцать лет назад приехал в Спасское и поселился в наемной скромной гостинице, где более трех лет служил Св. Мессу.

Тогда в самом Спасском находилось немного Поляков, преимущественно, бедных рабочих, зато в округе их было значительное количество. Они понемногу стали собираться вокруг своего набожного священника. На свои тяжело заработанные гроши свящ. Рукуйжа приобрел домик с небольшой площадью за 85 рублей.

Это была халупа, сделанная из глины, изнутри и снаружи покрытия дерном. В одной его половине поселился владелец, а в другой он устроил временную часовню, где в воскресные и праздничные дни совершал богослужения.

Свящ. Рукуйжа умел воодушевить эту малую общину; он был ценим и любим всеми. Горячее желание благородного священника приобрести более пригодный дом молитвы нашло действенный отклик. Не теряя времени, приступили к делу. Каждый, кто чем мог, принимал участие в его увенчании…



Другие книги автора: М. Вейт. Очерки истории Католической Церкви в Сибири (на литовском)



[1] Matas Kiprijonas Veitas (Weitt). Священник, переводчик, писатель. Родился в 1834 г. в д. Вейтяляй (район Скуодаса), в 1863-1871 гг. был сослан в Архангельскую губернию, по освобождении служил в Латвии, в Сибири, в Литве, умер 12.01.1923 г. в Скуодасе. Его Воспоминания хранятся в библиотеке Вильнюсского университета.
[2] лит. Valančius, пол. Wołonczewski